Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана, г. Астана, 28 февраля 2007 года

Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева
народу Казахстана
НОВЫЙ КАЗАХСТАН В НОВОМ МИРЕ

ЧАСТЬ I
I. 10-ЛЕТИЕ СТРАТЕГИИ "КАЗАХСТАН-2030" - СОЗДАВ ПРОЧНЫЙ ФУНДАМЕНТ
ЭКОНОМИКИ И СВОЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, КАЗАХСТАН УВЕРЕННО ВХОДИТ
В НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ
II. РОСТ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ КАЗАХСТАНЦЕВ
III. НОВЫЙ ЭТАП КАЗАХСТАНСКОГО РАЗВИТИЯ - УСКОРЕНИЕ ВСЕСТОРОННЕЙ
МОДЕРНИЗАЦИИ
IV. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ - КЛЮЧ К УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ КАЗАХСТАНА
В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ И СООБЩЕСТВО
V. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НОВОГО ЭТАПА
VI. КАЗАХСТАНСКИЙ ПАТРИОТИЗМ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ КАК ВАЖНЕЙШИЕ
ФАКТОРЫ ПОСТРОЕНИЯ НОВОГО КАЗАХСТАНА
I. 10-летие Стратегии "Казахстан-2030" - Создав прочный фундамент экономики и своей государственности, Казахстан уверенно входит в новый этап развития
Дорогие казахстанцы!
Уважаемые депутаты и члены Правительства!
Дамы и господа!
Новый Казахстан, который мы вместе с вами последовательно созидаем с первого дня обретения независимости, все увереннее движется вперед, выбирая свой собственный путь развития и добиваясь с каждым годом все большего признания и авторитета в мировом сообществе.
Сегодня, обеспечив прочный фундамент экономики и своей государственности, мы уверенно вступаем в принципиально новый этап. Это позволит поставить дальнейшее развитие Казахстана на устойчивую, современную и перспективную экономическую, социальную, политическую и административную основу.
Сегодня я изложу вам свое видение дальнейшего развития страны и общества. Выполнение задуманного позволит Казахстану совершить прорыв поистине исторического масштаба.
Речь пойдет о конкретных шагах по движению страны в клуб 50 конкурентоспособных стран мира, о чем говорилось в предыдущем Послании.
В 1997 году вы поддержали предложенную мной Стратегию развития Казахстана до 2030 года, в которой было представлено видение перспектив нашего общества и миссии нашего государства.
Это был великий выбор еще не очень окрепшего, молодого независимого государства. Знаю, что тогда было немало сомнений по поводу этой Стратегии.
В то время, вы помните, наш багаж состоял в основном из тяжелейших социально-экономических проблем и лишь небольшого первого опыта суверенного развития и либеральных реформ.
Тогда, 10 лет назад, мы не ошиблись в своем выборе.
Именно с этого времени Казахстан начал последовательно продвигаться вперед, осваивая одну за другой теоремы рыночной экономики и аксиомы демократического развития.
Мы сформировали фундамент совершенно новой экономической системы, демократического правового государства, укрепили современные общественные институты, существенно изменили качество и стандарты жизни.
Мы добились внутренней стабильности, обеспечили надежность социальной базы развития, создали лучшую в регионе экономику. Казахстан утвердился как полноправный и ответственный член международного сообщества, выполняющий важные функции по обеспечению геополитической стабильности и международной безопасности в регионе.
Мы перестали быть государством третьего мира. Это - главный итог нашей работы за прошедшие 10 лет.
Теперь хочу наметить нашу дальнейшую работу в следующем десятилетии.
II. Рост качества жизни казахстанцев
Наша задача удвоения ВВП по отношению к 2000 году вполне достижима уже в следующем году. Это - не самоцель и не просто убедительный показатель экономического роста, это - наши реальные возможности сделать жизнь казахстанцев благополучнее.
В прошлые годы, вы знаете, мы смогли решить много важнейших социальных задач, которые, несомненно, улучшили качество жизни.
Мы увеличили стипендии учащимся, предоставили им образовательные гранты и кредиты. Последовательно поднимаем зарплату работникам бюджетной сферы и государственным служащим. Выплачиваем малообеспеченным семьям ежемесячные пособия на детей до 18 лет, а также специальные государственные пособия многодетным матерям. Решаются вопросы бесплатного лекарственного обеспечения определенных категорий детей и подростков.
Ежегодно индексируются и повышаются размеры пенсионных пособий. Было осуществлено дифференцированное увеличение пенсионных выплат в зависимости от прежнего трудового стажа, которое коснулось более миллиона человек. Выросли также пенсии у ветеранов силовых структур. Все пенсионные и социальные выплаты в стране выплачиваются своевременно - месяц в месяц.
Как и было обещано, стабильное развитие экономики позволяет нам продолжить улучшение благосостояния казахстанцев. Это - социальные итоги нашей политики.
Я поручаю сегодня Правительству продолжить работу по улучшению благосостояния нашего народа.
Для этого:
Во-первых, придавая исключительное значение социальной защите материнства и детства , с 1 января 2008 года повысить размер единовременного государственного пособия в связи с рождением ребенка до 34740 тенге, или в 2 раза.
Увеличить ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижения им одного года:
при рождении первого ребенка - до 5790 тенге, или на 177 %;
при рождении второго ребенка - до 6369 тенге, или на 167 %;
при рождении третьего ребенка - до 6948 тенге, или на 159 %;
при рождении четвертого ребенка и более - до 7527 тенге, или на 153 %.
Дополнительная потребность средств на поддержку семей, имеющих детей, составит 9,5 миллиарда тенге.
Принятые ранее меры позволили добиться устойчивого роста населения нашей страны. Так, если в 2000 году родилось 220 тысяч детей, то в 2006 году - 290 тысяч. Только за 2005 год естественный рост населения за счет рождаемости составил 121 тысячу человек.
Уверен, что введение данных мер приведет к еще большим позитивным демографическим изменениям.
Во-вторых, ввести обязательное социальное страхование беременности, родов и материнства для работающих женщин. При этом их пенсионные накопления должны продолжаться в период нахождения в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком до одного года.
Выплату этих пособий осуществлять из средств Государственного фонда социального страхования, сформированного за счет перераспределения социального налога.
На это потребуется дополнительно выделить из государственного бюджета 9,2 миллиарда тенге.
В-третьих, увеличить размер базовой пенсии и в ближайшие годы обеспечить его сохранение на уровне 40 % от прожиточного минимума . Таким образом, мы впервые обеспечиваем соответствие пенсионного обеспечения Казахстана международным стандартам.
Это коснется более 1 миллиона 675 тысяч получателей базовой пенсии, и ее размер в 2008 году повысится примерно на одну тысячу тенге, или более чем на 35 %. Минимальные пенсионные выплаты (базовая плюс минимальная солидарная пенсия) в 2008 году повысятся примерно на 1 500 тенге, или на 15 %.
В-четвертых, для установления справедливости при назначении размеров пенсий от прежнего трудового вклада изменить предусмотренное пенсионным законодательством ограничение дохода, учитываемого для исчисления пенсий, подняв его с 15-кратного до 25-кратного месячного расчетного показателя.
Около полумиллиона пенсионеров (483 тысячи человек), чьи пенсии прежде были занижены за счет законодательного ограничения доходов, принятых к исчислению пенсий, получат значительную прибавку к пенсии.
Средний размер солидарной пенсии повысится до 13604 тенге, или почти на 25 %. Максимальные размеры солидарных пенсий увеличатся до 21713 тенге в 2008 году, или на 76 %.
В-пятых, для стабилизации покупательной способности пенсионных выплат сохранить индексацию пенсионных выплат и осуществлять ее с опережением прогнозируемого роста индекса потребительских цен на два процента.
Общая потребность средств на проведение данных мероприятий составит 55,3 миллиарда тенге.
В-шестых, зарплата в бюджетной сфере с 1 января 2007 года повышена на 30 %. Необходимо продолжить работу по дальнейшему совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетной сферы.
В-седьмых, для повышения их статуса, привлечения и укрепления кадрового потенциала в таких сферах, как образование, социальное обеспечение, здравоохранение, культура и спорт, считаю необходимым, начиная с 1 января 2008 года ввести выплату пособия на оздоровление при уходе в трудовой отпуск в размере одного должностного оклада.
Только в 2008 году это будет стоить бюджету 30,6 миллиарда тенге.
В-восьмых, в прежние годы неоднократно поднимался вопрос о социальном обеспечении лиц, которые на 1 января 1998 года выработали свой стаж во вредных и тяжелых условиях труда.
На встречах рабочие предприятий ставили передо мной этот вопрос. Я понимаю их. Сам прошел через это. Ранее мы решили вопрос по Списку N 1. Теперь надо решить по Списку N 2. Таких казахстанцев у нас порядка 28 тысяч. Полагаю, что сейчас у нас есть реальная возможность вернуться к решению этой проблемы.
Мы можем для данной категории ввести спецпособия в размере восьми месячных расчетных показателей. На это ежегодно потребуется более 3 миллиардов тенге. Необходимо изыскать эти средства и с 1 января 2008 года обеспечить выплату спецпособий по Списку N 2.
Таким образом, общая потребность средств на увеличение всех перечисленных мной социальных выплат в 2008 году составит порядка 108 миллиардов тенге.
Сегодня у государства появилась возможность выделить такие большие средства на улучшение социального обеспечения казахстанцев. И мы эту возможность реализуем.
В-девятых, поручаю в течение трех лет построить 100 школ и 100 больниц именно в тех регионах страны, которые особо нуждаются в этих объектах. Развитие социальной инфраструктуры мы должны возвести в ранг стратегической задачи. Полагаю, что мы подошли к необходимости формировать механизм социально-инфраструктурного развития с помощью государственно-частного партнерства.
III. Новый этап казахстанского развития - Ускорение всесторонней модернизации
Последовательное выполнение Стратегии "Казахстан-2030" обеспечило надежную основу для нашего дальнейшего прогресса. У нас есть все основания продвигаться вперед еще успешнее, и мы не упустим свой исторический шанс.
Для этого был избран путь всесторонней ускоренной модернизации Казахстана.
Это - единственно правильный вектор нашего дальнейшего развития.
Мы обязаны выйти и надежно закрепиться на внешних рынках, чтобы обеспечить достойное место Казахстана и казахстанцев в современном мире, рост благосостояния, существенное повышение уровня жизни всего населения страны.
На этом пути нам предстоит, учитывая казахстанские и региональные реалии и воплощая достижения передовых государств мира:
во-первых, форсировать темпы модернизации тех секторов, где у нас уже есть определенные успехи;
во-вторых, распространить модернизацию на все без исключения сферы экономики и социальной жизни Казахстана.
IV. Конкурентоспособность - ключ к успешной интеграции Казахстана в мировую экономику и сообщество
Поэтому еще в прошлом году мы сформулировали и начали работу над нашим общеказахстанским проектом. Это ускоренное продвижение в сообщество пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира и укрепление позиций Казахстана в качестве его постоянного члена.
И необходимое условие для этого - выход казахстанских товаров и услуг на качественный уровень передовых международных стандартов.
Но этого недостаточно. Нам предстоит прагматично и взвешенно определять и использовать наши реальные и перспективные конкурентные преимущества на всех уровнях экономики - как сегодняшние, так и потенциально возможные.
Системность - вот главная формула нашего ускоренного продвижения вперед в современном мире в ближайшее десятилетие.
Для этого у нас есть все предпосылки.
Нам даны: огромная территория; выгодное географическое и коммуникационно-транспортное расположение; наличие значительных природных ресурсов.
Мы достигли: лидирующих позиций в региональной &332;экономике; конструктивных отношений с международными партнерами; политической и социально-экономической стабильности.
V. Основные задачи Нового этапа
Чтобы Казахстан стал действительно неотъемлемой и динамичной частью мировых рынков товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных идей и технологий, мы должны решить десять главных задач.

Первая задача - не просто обеспечить и поддерживать устойчивое развитие экономики, а управлять ее ростом.
Нам потребуется выработка и реализация целостной стратегии для обеспечения устойчивого характера конкурентоспособности экономики, а также жесткий контроль ее исполнения.
Эта стратегия должна исходить из конкретных конкурентных преимуществ отдельных секторов и производств нашей экономики и учитывать тенденции мирового развития и конъюнктуры внешних рынков.
Нам надо уже не просто использовать "накопленный" экономический рост, а научиться реально управлять этим ростом , трансформируя его в экономическое развитие на качественно новом уровне.
Мы должны обеспечить принципиально новый подход к индустриализации Казахстана , которая отвечала бы требованиям и условиям международных рынков.
Нам необходимо сократить сферы естественных монополий за счет реструктуризации крупнейших монополистов и развития конкурентных отношений.
В секторах экономики, где сохранятся естественные монополии, нам предстоит серьезная работа по тарифному и техническому регулированию с помощью отраслевых регуляторов.
Мы обязаны выйти на новый уровень устойчивости и конкурентоспособности финансовой системы в условиях либерализации.
Нам нужно создать эффективно работающий фондовый рынок.
Его развитие невозможно без привлечения населения к активному инвестированию своих сбережений в ценные бумаги.
Правительству нужно провести широкомасштабную работу по соответствующему обучению населения азам инвестиционной грамотности.
Вступление в ВТО на выгодных для Казахстана условиях - это цель, которую мы обязаны достичь.
Нам необходимо скорейшее и широкое внедрение международных технических стандартов.
Это - мое главное поручение Правительству. Это - его прямая обязанность и ответственность перед обществом.
Вторая задача - достичь качественно новых успехов в региональной экономике и обеспечить полноправное участие в глобальной экономике.
Мы можем превратить Казахстан в "региональный локомотив" экономического развития и сделать его успешным "игроком" мировой экономики.
Нам нужно иметь программу-минимум и программу-максимум по поиску и освоению реальных казахстанских "ниш" в системе мирового хозяйства, участию в крупных передовых проектах с зарубежными партнерами, а также - всесторонней и ответственной поддержки участников нашей экономики, в том числе через оказание им качественных инфраструктурных услуг.
При этом основное внимание надо сосредоточить на рынках России, Китая, Центральной Азии, Каспийского и Черноморского регионов.
Экономическая интеграция в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ШОС остается главным ориентиром в торговле. Мы предлагаем выйти на создание Евразийского экономического союза государств, сделать его выгодным для вступления других наших соседей.
Сейчас как никогда актуален вопрос консолидации усилий частного бизнеса и государства для создания и завоевания новых "ниш" на мировых рынках нашими товарами, услугами и, надеюсь, передовыми идеями.
Нам нужно четко определить роль и место госхолдингов в формировании конкурентоспособной экономики.
Ответственность за решение этой задачи возлагаю на Правительство при непосредственном участии самих госхолдингов.
Третья задача - повысить эффективность добывающего сектора.
Мы намерены и далее проводить ответственную и взаимовыгодную энергетическую политику.
Дальнейшее развитие углеводородного сектора, привлечение иностранных и местных инвесторов нужно напрямую увязывать с диверсификацией экономики и через эту призму решать важнейшие задачи по созданию новых перспективных производств.
Мы должны настаивать, чтобы наши иностранные партнеры, работающие на освоении богатейших недр Казахстана, реально повернулись к нуждам страны и приняли решительное участие, разумеется, на рыночной основе, в диверсификации нашей экономики.
Правительству поручаю провести соответствующую работу.
Компании, идущие нам навстречу в этом вопросе, будут пользоваться нашей поддержкой. Прежде всего, мы исходим из национальных приоритетов Казахстана.
При этом обеспечиваем стабильность, предсказуемость и долгосрочность интересов наших соседей и международных партнеров, которым Казахстан поставляет энергоресурсы.
Пришло время разработать целостную стратегию дальнейшего укрепления позиций Казахстана в региональном, а затем и в мировом энергетическом пространстве.
Главный вопрос развития нашей энергетики и нефтехимии - повышение прибыльности этих секторов через увеличение добавленной стоимости энергопродуктов. Особенно эффективным должно быть управление приоритетными секторами - нефтехимией, газовыми ресурсами, экспортными энергокоридорами.
И это - требования ко всем участникам рынка, но прежде всего к Министерству энергетики и минеральных ресурсов и госхолдингу "Самрук".
Четвертая задача - особенно важно обеспечить развитие несырьевого сектора производства, диверсификацию экономики.
У Правительства должна быть своя генеральная стратегия реализации "прорывных" инвестиционных проектов в приоритетных несырьевых секторах экономики .
Настала пора с учетом новых экономических условий и приоритетов оценить эффективность реализации Стратегии индустриально-инновационного развития. Необходимо также сформулировать требования и рекомендации по формированию планов индустриальной диверсификации. От пилотного финансирования отдельных проектов пора переходить к масштабному финансированию диверсификации.
Это - ответственность Правительства, акимов, госхолдингов при активном участии малого и среднего бизнеса.
Пятая задача - развивать современную инфраструктуру в соответствии с нашей новой ролью в региональной и глобальной экономике.
Мы должны отчетливо представлять перспективы развития стратегической инфраструктуры и существенно повысить качество управления в этой сфере, учитывая, в первую очередь, конкурентность наших отечественных компаний - потребителей инфраструктурных услуг, а также интересы нашей международной экономической интеграции.
Нам необходимо определить региональные центры экономического роста и конкурентоспособности, подчинив их развитие интересам экономики страны в целом.
Нашей растущей экономике требуются принципиально новые подходы к развитию и управлению электроэнергетическими ресурсами и созданию основ атомной энергетики в Казахстане.
Это - ответственность акимов регионов, министерств индустрии и торговли, транспорта и коммуникаций, образования и науки, здравоохранения, энергетики и минеральных ресурсов, а также госхолдингов.
Шестая задача - современное образование и профессиональная переподготовка, формирование основ "умной экономики", использование новых технологий, идей и подходов, развитие инновационной экономики.
Главным критерием успеха образовательной реформы является достижение такого уровня, когда любой гражданин нашей страны, получив соответствующее образование и квалификацию, сможет стать востребованным специалистом в любой стране мира.
Мы должны добиться предоставления качественных услуг образования по всей стране на уровне мировых стандартов.
Нам необходимо создать действенную систему аккредитации и аттестации учебных заведений на уровне международных стандартов.
Приоритетное развитие точных и инженерных наук в сфере высшего образования - это обязательное условие нового этапа развития.
Мы будем проводить единую государственную стратегию, направленную на внедрение высоких технологий и поддержку инноваций.
Практически все успешные современные государства, активно интегрированные в систему мирохозяйственных связей, сделали ставку на "умную экономику" . А для ее создания следует, прежде всего, развивать свой собственный человеческий капитал.
И это - уже ответственность всех участников нашего общего казахстанского проекта, но прежде всего Министерства образования и науки и Министерства индустрии и торговли.
Седьмая задача - адресная социальная поддержка и развитие социальной сферы на рыночных принципах.
Мы будем продолжать нашу политику адресной поддержки тех, кто действительно нуждается в защите, но решать именно на рыночных принципах:
вопросы приобретения доступного жилья и развития рынка недвижимости. За два года реализации госпрограммы развития жилищного строительства введено свыше 11 миллионов квадратных метров жилья. В 2007 году будет введено 7 миллионов квадратных метров. За три года 160 тысяч семей и более полумиллиона казахстанцев станут новоселами. Программа выполняется с опережением на 30 процентов ;
улучшения качества медицинских услуг и развития высокотехнологичной системы здравоохранения;
совершенствования накопительной пенсионной системы и создания рабочих мест.
За это ответственно государство, и прежде всего Министерство труда и социальной защиты населения и Министерство здравоохранения.
Кроме того, поручаю Правительству совместно с акиматом Астаны проработать вопрос и начать ускоренное строительство жилья в столице нашей страны для работников бюджетной сферы через систему жилстройсбережений.
Это необходимо для обеспечения квалифицированными кадрами создаваемых в столице мощных медицинских и образовательных кластеров.
Восьмая задача - модернизация политической системы в соответствии с логикой нового этапа нашего развития.
В 2007 году мы приступаем к реализации дальнейших системных демократических реформ.
Госкомиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ, обобщив рекомендации политических партий, общественных объединений, экспертов, мнения граждан страны, подготовила конкретные предложения по дальнейшим политическим преобразованиям в государстве.
Важно, что эти предложения не являются копированием чужого опыта или абстрактных теорий. Они учитывают потребности нашего общества, казахстанские реалии. У нас формируется своя модель политических реформ, свой "казахстанский путь" политического транзита.
Его особенности и характерные черты - сохранение президентской формы правления, поэтапность реформ, сбалансированность принимаемых решений, общенациональный диалог и консолидация основных политических сил.
Чтобы обеспечить правовое оформление предложений, группа юристов уже приступила к работе и готовит предложения как по внесению изменений в Конституцию страны, так и отдельных законов.
В целом в предстоящий период демократические реформы будут идти по следующим направлениям.
Во-первых, это расширение полномочий Парламента.
Будут усилены полномочия Парламента в формировании Конституционного Совета, Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета и в целом в вопросах утверждения и контроля за исполнением бюджета. Будет усилена роль Парламента в вопросах формирования Правительства.
Во-вторых, будут приняты меры, направленные на повышение роли политических партий.
Предлагается расширение полномочий партийных фракций, финансирование политических партий из республиканского бюджета.
Мы рассматриваем вопрос о расширении партийного списка при выборах в Мажилис.
В-третьих, одним из важнейших направлений реформ станет совершенствование судебно-правовой системы. С этого года мы вводим суды присяжных. Принято принципиальное решение о передаче санкционирования ареста суду. Мы постепенно перейдем к судопроизводству современного и открытого типа.
В-четвертых, развитие местных представительных органов. Мы будем усиливать маслихаты, предоставим им дополнительные полномочия. Укрепим ревизионные комиссии маслихатов.
Со временем районные маслихаты могут стать основой для формирования местного самоуправления.
Главная цель политических преобразований для нас - это движение к такой современной демократической форме власти, которая сможет обеспечить наиболее эффективную систему управления обществом и государством, одновременно сохраняя политическую стабильность в стране и обеспечивая все конституционные права и свободы наших граждан.
Сильная государственная власть и демократия - не антиподы. Демократия развивается только там, где строго соблюдается законность.
К достижению этой главной цели я призываю Парламент, Правительство и все институты гражданского общества.
Девятая задача - ускоренное проведение административной реформы с учетом международной практики.
Мы выстраиваем качественно новую модель государственного управления на принципах корпоративного управления, результативности, прозрачности и подотчетности обществу.
Наша цель - модернизация Правительства, создание высокопрофессиональной государственной службы и эффективной структуры управления. Они должны подчиняться требованиям главных потребителей государственных услуг - непосредственно всех граждан и бизнеса.
Ответственность за решение этой задачи возлагаю на Правительство в целом.
Десятая задача - продвижение достижений и возможностей нового Казахстана в центрально-азиатском регионе и в мировом сообществе.
Сегодня мы сотрудничаем с другими странами в решении широкого круга актуальных проблем.
Это и обеспечение энергетической безопасности, и решение жизненно важных социально-экономических вопросов, и борьба с терроризмом, и борьба с эпидемиями и экологическими бедствиями. Мы будем и далее укреплять свою роль и авторитет как ответственного члена регионального сотрудничества и международного сообщества.
Это - ответственность всех политических, экономических и общественных руководителей, но, в первую очередь, нашего внешнеполитического ведомства.
Для того чтобы уже через 10 лет представлять новый Казахстан в новом мире , мы должны своевременно и адекватно ответить на вызовы нового времени.
Поэтому, поручаю Правительству последовательное решение всех перечисленных задач, развивающих основные положения Стратегии-2030 на Новом этапе.
Для их выполнения я определил 30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики - это стратегия нового этапа развития Казахстана.
Она изложена во второй части моего Послания.
Успех нам обеспечит современная организация работы и четкая координация действий ветвей власти, бизнес-сообщества, академической и прикладной науки, неправительственных организаций, СМИ, и, разумеется, поддержка сограждан.
VI. Казахстанский патриотизм и политическая воля как важнейшие факторы построения нового Казахстана
Дорогие казахстанцы!
Уважаемые депутаты и члены Правительства!
Дамы и господа!
Совсем недавно мы отметили пятнадцатилетие своей независимости. Пройденный путь был достойным, а результаты наших совместных решений и свершений - впечатляющими.
Все это создает фундамент нового общеказахстанского патриотизма, обоснованной гордости и уверенности в том, что у нашего Отечества, у всего нашего многонационального и многоконфессионального общества, у наших детей - прекрасные перспективы.
История знает немало ярких примеров того, как народы поднимаются на новый уровень развития, когда объединяют свою волю для реализации проекта исторического масштаба.
Уважаемые соотечественники!
Когда мы вместе, нам сопутствует успех. Поэтому, предлагая вам Стратегию нового десятилетия, рассчитываю на вашу поддержку. И знаю, она, как всегда, будет надежной. А значит - вместе мы выполним задуманное.
Спасибо за внимание.
Стратегия "Казахстан-2030" на Новом этапе
развития Казахстана
30 важнейших направлений нашей внутренней и
внешней политики
ЧАСТЬ II
I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА УСПЕШНУЮ
ИНТЕГРАЦИЮ КАЗАХСТАНА В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ ЧЕРЕЗ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ, А ТАКЖЕ
ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
1. Выработка и реализация целостной стратегии, направленной на
обеспечение устойчивого характера конкурентоспособности
экономики
2. Поиск, завоевание и создание казахстанских "ниш" в системе
мирового хозяйства
3. Участие в крупных и "прорывных" проектах
4. Фокусирование деятельности госхолдингов и организация их работы
в соответствии с международными стандартами
5. Значительное повышение эффективности и макроэкономической отдачи
добывающего сектора
6. Новый уровень устойчивости и конкурентоспособности финансовой
системы в условиях либерализации
7. Вступление в ВТО на выгодных для Казахстана условиях
II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА УПРАВЛЕНИЕ
РОСТОМ И УСТОЙЧИВОСТЬЮ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА ЧЕРЕЗ
ДИВЕРСИФИКАЦИЮ, ИНФРАСТРУКТУРНОЕ РАЗВИТИЕ И СОЗДАНИЕ
ОСНОВ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ИНДУСТРИИ
8. Диверсификация экономики и развитие несырьевого сектора
9. Проведение единой государственной стратегии, направленной на
внедрение высоких технологий и поддержку инноваций
10. Формирование и начало работы региональных центров
экономического роста и конкурентоспособности
11. Развитие стратегической инфраструктуры на основе
государственно-частного партнерства, а также повышение качества
управления в этой сфере
12. Развитие электроэнергетических ресурсов и создание основ
атомной энергетики
13. Последовательные действия по поддержке малого и среднего
бизнеса
14. Скорейшее и повсеместное внедрение технических стандартов,
соответствующих международным требованиям
15. Укрепление института частной собственности и контрактных
отношений
16. Формирование основ дальнейшей индустриализации Казахстана
III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ
МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ДИНАМИКЕ И ПЕРСПЕКТИВАМ
РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА
17. Приближение системы начального и среднего образования, а также
переподготовки кадров к мировым стандартам
18. Внедрение аттестации учебных заведений на уровне международных
стандартов, приоритетное развитие точных и инженерных наук в
сфере высшего образования
19. Формирование основ "умной экономики"
IV. СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ЗАПРОСЫ
И НУЖДЫ ЛЮДЕЙ И СОЗДАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ
20. Последовательная политика в сфере обеспечения доступности жилья
и развития рынка недвижимости
21. Улучшение качества медицинских услуг и развитие
высокотехнологичной системы здравоохранения
22. Развитие накопительной пенсионной системы
V. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ В СООТВЕТСТВИИ
С ЛОГИКОЙ НОВОГО ЭТАПА
23. Развитие политической системы
24. Реализация административных реформ и модернизация
исполнительной власти
25. Повышение роли Ассамблеи народов Казахстана для дальнейшего
укрепления общественного согласия и стабильности
26. Духовное развитие народов Казахстана и триединая языковая
политика
27. Совершенствование практики правоприменения и укрепление
правопорядка
VI. НОВАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
КАЗАХСТАНА
28. Новая международная ответственность Казахстана, развитие
многовекторной внешней политики и участие в борьбе с
глобальными угрозами
29. Активная роль Казахстана в обеспечении региональной
стабильности, развитии экономической интеграции стран
Центральной Азии и формировании динамичного рынка в зоне
Каспийского и Черного морей
30. Утверждение позиций Казахстана как центра межкультурного и
межконфессионального согласия в развитии "диалога цивилизаций"
Дорогие казахстанцы!
Уважаемые депутаты и члены Правительства!
Дамы и господа!
10 лет назад, в 1997 году, в первом Послании народу Казахстана было представлено видение будущего нашего общества и миссии нашего государства - Стратегия развития страны до 2030 года. Мы исходили из того, что должны четко знать и понимать, что хотим построить, какой должна быть главная траектория нашего развития. Мы были уверены, что, правильно определив наши приоритетные цели, выбрав соответствующие стратегии, проявив волю, терпение и целеустремленность, сможем успешно преодолеть любые препятствия, стоящие на нашем пути. И мы не ошиблись.
Сегодня можно с полной ответственностью заявить: Казахстан успешно завершил переходный этап и уверенно входит в качественно новый этап своего развития.
На повестке дня стоят принципиально более высокие общественные задачи, которые диктуются как логикой развития самой страны, так и более широким, глобальным контекстом. Современные вызовы и угрозы настоятельно требуют более динамичной модернизации всей системы социально-экономических и общественно-политических отношений, что позволит Казахстану сохранять свои лидирующие позиции на постсоветском пространстве и в Центральной Азии, стать одним из наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся государств мира.
В качестве главных приоритетов Нового этапа всесторонней модернизации Казахстана мною определены 30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики.
I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА УСПЕШНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ КАЗАХСТАНА В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ, А ТАКЖЕ ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
Первое направление - Выработка и реализация целостной стратегии, направленной на обеспечение устойчивого характера конкурентоспособности экономики.
Глобальная система мирового хозяйства - это отстроенный и отлаженный механизм, работающ